Замена роликов заднего переключателя

Ролики заднего переключателя передач (jockey wheels) — важные элементы привода велосипеда. От их состояния существенно зависит точность работы переключения передач. При своей работе ролики подвержены довольно интенсивному износу. Средний срок их службы для горного велосипеда составляет 3000−10000 км, в зависимости от материала, из которого они сделаны, типа подшипника и условий, в которых они работают. Для шоссейных велосипедов этот срок больше за счёт эксплуатации в более щадящем режиме.

Задний переключатель имеет 2 ролика — направляющий (верхний, англ. guide pulley) и натяжительный (нижний, англ. tension pulley). Эти ролики не взаимозаменяемы между собой, так как имеют слегка разную конструкццию. 
 
Верхний направляющий ролик (guide или jockey pulley):
  • направляет цепь прямо на необходимую звезду кассеты, для чего он должен вращаться четко, без заеданий и заметных люфтов.
  • сглаживает не очень четкую регулировку заднего переключателя, то есть имеет небольшой осевой люфт для позиционирования точно напротив звезды кассеты.
  • имеют скосы по бокам зубцов, обеспечивающие плавную и тихую работу при набегании цепи.
Нижний натяжной ролик (tension pulley) обеспечивает натяжение цепи, не позволяя ей провисать.
 
Ролики чаще всего выполняются из плстика, реже алюминия. Стальные уже практически не встречаются. На недорогих роликах обычно применяются подшипники скольжения, на роликах высокого уровня — подшипники качения или керамические подшипники скольжения. Как правило, в топовых переключатлях используются ролики на промышленных подшипниках ("промах").
 
Далеко не все ролики совместимы между собой даже в рамках одного производителя. Скажем, на самых младших серийных переключателях Shimano Tourney используются ролики большего диаметра с 13 зубьями (13t от слова teeth), в Acera M340 - в верхнем ролике 13 зубьев, а в нижнем - 15 зубьев; в Alivio M410 оба ролика по 13 зубьев, в то время как на всех старших моделях используются ролики 11t меньшего диаметра.
 
У компании SRAM дела с этим обстоят еще хуже: с некоторой периодичностью компания меняет профиль роликов и их посадочные размеры. В результате, ролики от старых переключателей нельзя поставить на новые.

Взаимозаменяемость роликов

Итак, картина взаимной совместимости выглядит следующим образом:
  • Campagnolo 8, 9 & 10 speed, Shimano 7 & 8 speed, старые SRAM 9.0 ('97/'98 года выпуска), 9.0SL ('98), 7.0 ('97/'98), 5.0 ('98/'99)
  • Shimano 9 &10 speed 
  • SRAM 9.0, 7.0, 5.0, 4.0 & SX4, X.5, X.7
  • SRAM 9.0SL, 9.0, X9, XO
  • SRAM '10 X.9, X.7
  • SRAM '08 X.0 ни с чем не совместим
Ролики Shimano изначально имеют люфт, которые увеличивается по мере работы. Это люфт предусмотрен производителем, однако, это быстрее изнашивает подшипники, работающие изначально в нагруженном 
режиме. Тем более, что на всех переключателях вплоть до XT промы не используются. Как результат, стоковые подшипники Shimano быстрее вырабатываются быстрее, подшипники, работающие с перекосом, да еще и  с наших условиях просто закисают и гниют. Естественно, заводской смазки в подшипниках роликов почти нет, так как они считаются расходным материалом.

Совместимые ролики Tacx

Компания Tacx, основанная в 1957 году Koos Tacx, известна своими качественными велотренажерами, однако не многие знают, что она выпускает качественные совместимые ролики переключателей. изнаально они делались для тренажеров и шоссейных велосипедов, но их успех распространился шире. Все ролики Tacx - на промподшипниках, изначального люфта не имеют, зато и верхний и нижний ролики имеют специальные нестандартные скосы на зубьях для набегания цепи в любых положениях и передачах. Используются закрытые подшипники. 
 
Все ролики выполняются из специального надежного пластика с высокоточными подшипниками качения. Ролики представлены в 3 вариантах: обычные, со стальными подшипниками для тяжелых условий (напрмиер, гор) и керамическими - для высокой точности, скорости. Единственные ролики для SRAM 9.0, 7.0, 5.0, 4.0 & X7 сделаны на подшипниках качения.
Ролики Tacx для SRAM X9
 
Модели роликов можно изучить на сайте производителя.
 
Многие ролики типа T4000/T4020, а также T4050/T4060 составные, в заменяемой сердцевиной и втулкой, что позволяет их поставить на любые переключатели Shimano. К тому же они выпускаются в 3 цветах: черные, серые и синие.
Интересно, что 10t ролики Tacx совместимы с 11t Shimano.
Ролики Tacx T4060 Shimano 9/10 speed со стальными шарикоподшипниками
 
По личному опыту, поставив такие ролики, точность переключения улучшилась на порядок, цепь перестала скакать по звездам или не забираться сразу на нужную. Через 3000 км у верхнего ролика появился еле заметный допустимый рабочий осевой люфт. Нижний ролик не люфтит до сих пор. зубья не износились совсем.

Определение износа

Определить износ роликов легко - если у вас проблемы с точностью переключения (при условии правильной длины цепи и нормальным состоянии кассеты и цепи), цепь самопроизвольно сваливается со звезд, иногда с трудом забирается, застревает или сваливается с ролика - оба ролика надо менять парой.
Люфт верхнего ролика в нормальном состоянии должен быть не более 0,5 мм, у нижнего его быть фактически не должно.