Выбор недорогих качественных ободов

Ка мы помним, характеристики обода влияют и на накат велосипеда, и на устойчивость в определенных вело дисциплинах и на комфорт катания.

Главные характеристики обода - прочность и легкость. Материал основной части современных ободов – алюминиевые сплавы. На недорогих моделях велосипедов можно встретить стальные обода, но подобные обода попросту обходить стороной. Стальные обода очень недолговечны, весят больше, чем алюминиевые и взаимодействие их с тормозами тоже оставляет желать лучшего.

Зачастую, особенно в дешевых ободах, критерии прочности и легкости противоречат друг другу. Причем, легкость обода вовсе не всегда означает более тонкие и менее прочные стенки обода. Прочность образуется в результате совокупности количества стенок, их профиля, высоты и ширины обода. Но, как вы понимаете, увеличивая высоту и ширину обода можно, с одной стороны, увеличить устойчивость байка, а с другой - это утяжеляет колеса. Так, колесо для триала и даунхилла может весить до 1 кг. Понятно, что более тяжелые колеса тяжее раскрутить, но они имеют большую инерцию.

Обода и стили катания

В зависимости от стиля катания больший упор должен приходиться или в сторону прочности или легкости. Вес колеса весьма важен в дисциплинах, где скорость велосипеда часто меняется (кросс-кантри или эндуро), в то время как в даунхиле или дёрт - джампинге намного важнее прочность обода, а вес вообще практически не имеет значения.

Обычно обода для стрита и фрирайда имеют довольно высокий профиль и приличную ширину, чтобы бороться с ударами со всех сторон. В стрите и триале чаще используют обода с коробчатым профилем. Для стрита - чем шире, тем лучше типа Sun rims DoubleTrack и DoubleWide.

Триальные обода самые широкие и самые легкие, DX32 от того же Sun Rims не слишком легкие, но прочные и широкие.

Обода для кросс-кантри и эндуро не обязательно должны быть крайне прочными, здесь балом правит масса.

Конструкция обода

В колесах горных велосипедов применяются так называемые коробчатые обода. Это обода с высокими стенками и углублением, в которое помещается шина. Впоследствии, когда шина хорошо надута, она упирается в стенки обода и таким образом удерживается в нем.

Все существующие обода можно разделить на три большие группы, в зависимости от их профиля:

  1. Одностенные (одиночные). Самый простой и самый непрочный вариант. Устанавливается в основном на горные или прогулочные велосипеды начального уровня. В большинстве своём не выдерживают езду по поребрикам и ухабам и деформируются, вследствие чего пригодны только для езды по более-менее ровным дорогам без каких-либо высоких нагрузок.
  2. Двухстенные (двойные). имеют горизонтальную перемычку в профиле обода для увеличения прочности. Устанавливаются на большинстве велосипедов среднего и высокого уровня, так как имеют высокую прочноcть и приемлемый вес. Оптимальный выбор практически для любого стиля катания.
  3. Трёхстенные (тройные). Самые прочные, но и самые тяжёлые из всех ободов. Встречаются они довольно редко и скорее всего, скоро вообще будут сняты с производства, так как вторая перемычка предназначена в основном для повышения боковой прочности, что актуально при использовании мощных ободных тормозов, которые в настоящее время практически вытеснены дисковыми, где проблема продавливания обода колодками не стоит.

Кроме того, если необходима повышенная прочность обода, то применяется высокий профиль, который увеличивает жёсткость и препятствует возникновению на ободе "яйца".

Чтобы сделать обод еще более прочным применяется метод анодирования. Анодирование – это обработка поверхности обода дополнительными веществами. Анодированные алюминиевые обода имеют черный, а не светлый цвет. Модели велосипедов с такими ободами стоят несколько дороже обычных.

В современном горном велосипеде обычно 32 или 36 спиц, в шоссейном - 24, 28 или 32, на гибридах и городских велосипедах - 36 или 40. В некоторых редких случаях их может быть и меньше, иногда больше. Таким образом уменьшением количества спиц достигается снижение веса, что актуально для дисциплин с частым изменением скорости. Потеря прочности конечно же есть, но она крайне незначительна и может компенсироваться качеством самих спиц и характеристиками обода. Таким образом, на такой параметр, как количество спиц стоит обратить внимание только в том случае, если собираете колесо самостоятельно для совместимости с имеющей втулкой.

Выбираем!

Ну а теперь можно определиться с выбором дешевых и качественных ободов. Условимся, что мы выбираем только из двойных ободов для кросс-кантри.

Sun Ringle CR-18 Pinned Rim 2012 - 960 руб. Двойной обод с профилем из 3 карманов с перемычками, отличающийся особой надежностью и при этом обладающий небольшим весом - всего 440 г. 22.5 мм шириной

Mavic 2011 XM317 Disc Rim - 1050 руб. Классика недорогих и качествнных ободов - 445 г.

WTB SpeedDisc Cross Country - 1000 руб. Более широкий и чуть более тяжелый обод - 475 г и 26,5 мм шириной. Имеет меньший накал чем Mavic, однако за счет большей ширины более приспособлен для небольших прыжков.

Mavic 2011 EN321 Disc Rim и Mavic 2011 EX325 Disc Rim - 1150 руб. Неплохие варианты для легкого фрирайда - 570 и 716 г соотвественно.

Halo Combat - 1250 руб. Неплохой обод для даунхилла массой 690 г. с двойными стенками и изготовленный из специального сплава Т-10.

NS Bikes Fundamental - 1000 руб. Неплохие колеса для стрита, дёрта и фрирайда. Ширина 32 mm, высота 16 mm, масса всего 615 г. Изготовлены из сплава 6061-T6 и имеют ассиметричную расссверловку спиц. Очень устойчивые, однако не недостаточно надежные для даунхилла. Зато, выпускается в разных расцветках, красивенькие.

WTB FX28 FR - 750 руб. Самый дешевый обод для фрирайда. При этом с двойными стенками, анодированный. Масса 600 г. Лично мне кажутся недостаточно оптимальными по профилю.

NC-17 Fat Lupus DH Pro - 750 руб. Самый дешевый широкий обод для даунхилла и фрирайда.