Снятие шатунов
На недорогих велосипедах блок передних звездочек выполнен в виде неразборной конструкции, объединенной вместе с правым шатуном, и тогда при замене звездочек приходится менять оба шатуна. На велосипедах средней и верхней ценовых категорий передние звездочки обычно можно отсоединить от правого шатуна, то есть их можно менять независимо, по мере износа зубьев.
Снимать шатуны (один или оба) приходится еще для того, чтобы добраться до каретки (для ее регулировки или замены). Сами шатуны никакой регулировки не требуют.
Обычно новые шатуны приобретаются вместе с передними звездочками. При покупке новых шатунов надо учитывать то, что существуют несколько разновидностей кареток, отличающихся типом оси. Надо выбирать шатуны, совместимые с имеющейся кареткой. Кроме того, шатуны выпускаются разной длины, (от 165 до 180 мм). Слишком длинные шатуны на раме небольших размеров могут привести к неудобствам при езде по неровной местности, а слишком короткие потребуют дополнительных усилий при педалировании.
Оптимальная длина шатунов - 170-175 мм.
Типы шатунов и кареточных механизмов
Шатуны имеют разные способы крепления, которые зависят от типа используемой каретки. Подробно типы кареток мы рассмотрели в этой статье.
Ось каретки имеет квадратное сечение
Тут возможны три разновидности:
- Шатун традиционной конструкции. На каретках такого типа концы оси каретки имеют квадратные сечения. Шатуны вместе с пыльником (пластмассовое кольцо) притягиваются винтом, который вворачивается в ось. Винт виден посередине. Винт имеет головку под внутренний шестигранник 8 мм.
Применяется в основном в системах на Shimano Acera/Alivio/Deore (до 2007 г.) и Suntour Duro - Винт, закрытый пыльником. От предыдущей конструкции отличается только тем, что винт, притягивающий шатун, находится под пластмассовой пробкой - пыльником, которую надо снять, подковырнув.
- Третья разновидность шатунов часто используется на совсем недорогих велосипедах. Здесь ось каретки тоже имеет квадратные сечения на концах. Но здесь шатуны притягиваются не внутренним винтом, а болтом. Болт обычно находится под пыльником. Болт можно отвернуть накидным ключом на 14.
Ось каретки имеет круглое сечение (шатуны под стандарт Shimano OCTALINK)
На каретках такого типа ось имеет круглое сечение, а на концах оси имеются 8 выступов.
Шатуны притягиваются специальным полым болтом, под внутренний шестигранник на 10, и защищаются снаружи от грязи алюминиевыми пыльниками. Пыльник просто ввинчивается в шатун.
Ось каретки сделана полой, и поэтому традиционные съемники не работают - им просто не во что упираться. Надо применять специальный съемник или универсальный Bike Hand YC-215A.
Шатуны под каретки ISIS
Сделаны под свой стандарт кареток.
Полные шатуны под интегрированные каретки HOLLOWTECH II
Я уже писал о таких полых каретках в этой статье. Они применяются в Deore с 2006 г. и Dore LX/XT/XTR/SLX.
Что касается снятия шатуров, то необходим отдельный интсрумент для HOLLOWTECH II. Он выпускается ParkTool, Bike Handб Ice Tools. Также потребуется шестигранник.
Снятие шатунов
Шатуны под "квадрат" с затяжным болтом
Если снимаем правый шатун (который со звездочками), то надо перевести цепь на самую маленькую ведущую звездочку, и затем снять ее со звездочек.
- Снимаем пыльник.
Его надо аккуратно выковырнуть отверткой. Под ним находится болт, притягивающий шатун к оси каретки. - Вывинчиваем болт.
Этот болт надо просто вывернуть, используя подходящий накидной (надевается сверху) ключ (обычно на 14). Часто накидной ключ имеется на съемнике шатунов.
Резьба - правая с обеих сторон каретки. При отворачивании надо одной рукой удерживать педали. При этом может потребоваться значительное усилие, поэтому лучше использовать ключ с длинной рукояткой. - Ввинчиваем съемник.
Для снятия шатунов "под квадрат" необходимо использовать съемник Bike Hand YC-215CB:
Выворачиваем полностью внутренний винт съемника. Наносим на квадратный конец оси каретки немного смазки - легче будет выворачивать.
Ввинчиваем съемник в шатун до упора. - Снимаем шатуны.
Гаечным ключом заворачиваем внутренний винт съемника (естественно, по часовой стрелке), и наблюдаем, как шатун сползает с оси каретки. При этом внутренняя часть съемника выдавливает шатун с оси. Усилие при этом может быть приличное. - Вывинчиваем съемник из шатуна. Теперь самое время осмотреть ось каретки, внутреннюю поверхность шатуна на предмет повреждений, проверить каретку на люфт.
Шатуны под "квадрат" с вкрученным винтом
Отличие заключается только в том, что болт, вкрученный в ось надо просто вывернуть, используя шестигранник на 8.
Шатуны под Oktalink
- Если имеется пыльник, то его надо просто вывинтить из шатуна. Для этого на пыльнике есть два отверстия, в которые, видимо, надо вставить какой-то специальный ключ. Я такого ключа не встречал, и пользовался обычной шпилькой из куска стальной проволоки.
- Отворачиваем полый болт.
Под пыльником обнаруживается полый болт.
В него вставляем шестигранник на 10. И этот болт надо просто отворачивать. Как обычно, против часовой стрелки, удерживая педали. При этом может потребоваться значительное усилие. - Ввинчиваем съемник.
Под болтом лежит шайба, ее надо не забыть вытащить.
Выворачиваем полностью внутренний винт съемника и ввинчиваем специальный съемник в шатун. - Снимаем шатуны и вывинчиваем съемник из шатуна.
Гаечным ключом заворачиваем внутренний винт съемника (естественно, по часовой стрелке), и наблюдаем, как шатун сползает с оси каретки.
Можно использовать универсальный съемник типа TL-FC10, у которого есть дополнительная вставка TL-FC15, на которую будет давить съемник, выдавливая шатун.
Примечание: если винты, держащие шатун, не выклучиваются, есть вероятность, что металл "прикипел" или "закис". Можно его попробовать нагреть (в случае алюминия) или залить WD-40 под винт и оствить отмокать.
Особенно такие случаи характерны для систем Truvative Blaze с кареткой Truvativ ISIS drive (часто на GT).
В таких случаях приваривают головку винта к усилению и выкручивают винт, который потом, естесвенно идет под замену.
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
- В Twitter