Как выбрать покрышки

Если многие думают, что от покрышки мало что зависит в велосипеде - это ж не машина, то они ошибаются.
Покрышка в состоянии или значительно испортить ходовые характеристики велосипеда или наоборот, улучшить накат, сберечь ваши силы при педалировании и наконец (не) уберечь от проколов.
Покрышка влияет на поведение Вашего велосипеда больше, чем любая другая его часть. Это правило одинаково выполняется как на асфальте, так и на сложных покрытиях, таких как земля, щебень, песок, грязь, снег и лед.

Покрышки всегда выбираются под стиль езды и поверхность, по которой вы катите. Если вы меняете характер катания, то вам необходимо иметь несколько комплектов покрышек.

Согласно результатов статистических исследований, подавляющее большинство начинающих велосипедистов ездят по следующей схеме: 60% пути – асфальт, 30% – укатанные грунтовые дороги, 10% – бездорожье, грязь и песок. В то же время, на горных велосипедах, которые сегодня пользуются наибольшей популярностью, изначально установлены специальные «зубастые» шины для езды как раз по тем самым 10 процентам бездорожья и грязи.
Катаясь по асфальту на «зубастых» шинах, вы вынуждены затрачивать большее количество энергии, чтобы приводить ваш велосипед в движение, чем если бы вы ездили на шинах для дорог. В итоге вы теряете скорость и быстрее устаете, а покрышка быстрее стирается.

Протектор

Вид протектора определят баланс между низким сопротивлением качению и хорошим сцеплением с дорогой. Шоссейный велосипед должен легко катиться по асфальту, а горный – уверенно, не застревая, двигаться по грунтовым дорогам. Поэтому и шины выпускаются разных типов: для первого с гладким протектором, а для второго – агрессивным рисунком большими грунтозацепами. Существует также комбинированный тип покрышек с гладкой центральной частью протектора и грунтозацепами по бокам.
Такие покрышки называются сликами, агрессивными (гравийные) и полусликами соответственно. Также существуют зимние шипованные покрышки.

Слики

Данный вид покрышек представляет собой тонкую, практически "лысую" резину. Обычно такая резина используется на шоссейных велосипедах. Правда, с развитием различных стилей катания, слики, правда гораздо более толстые и широкие, чем в шоссейных гонках, стали использовать для катания стиля "стрит".

+ малое сопротивление качению (хороший накат)
+ отсутствие вибраций при движении по асфальту
+ низкий уровень шума
+ небольшая масса
- потеря устойчивости на грязных дорогах и при движении по пересеченной местности
- слабое гашение ударов при наезде на дорожные неровности (для шоссейных покрышек
- слабая устойчивость к проколам

Слики могут иметь или не иметь водоотводящие канавки. На шоссейных велосипедах они не так нужны из-за малой ширины колеса, а в горных - рекомендуются.

Клинчерные велошины, имеющие гладкий дорожный протектор, обычно применяются на импортных шоссейных велосипедах. Мелкие ребристые выступы велошин с дорожным протектором – 100% вариант для веломарафонов, для езды по гладкому асфальту либо накатанной грунтовой дороге.

Полуслики

Эти покрышки предназначены в основном для езды по асфальту и легкому бездорожью. С одной стороны они имеют весьма приличный накат за счет центральной дорожки, с другой - уверенней держатся на грязной или неровной дороге, а также устойчивее на поворотах нежели классические слики. Используются в основном в велотуризме, на городских и прогулочных велосипедах, а также, в большинстве случаев для кросс-кантри, байкеркросса (4Х).

+ универсальность
+ приемлемый накат
+ неплохие внедорожные характеристики
- универсальность, как бы это парадоксально не звучало, так как при движении по асфальту или пересеченной местности эти покрышки все-же слабее предназначенных для этих целей.

У полусликов может быть или цельная центральная дорожка или плоские шипы, плотно стоящие друг к другу. В первом случае накат будет лучше.
Что касается проколоусточивости, то здесь все зависит от конкретной модели. Модели, имеющие кевларовый слой, несколько тяжелее, однако значительно лучше защищены от проколов. Также, проколоустойчивости способствует единая жесткая центральная дорожка.

Агрессивная резина

Используется в основном для движения по грязным, грунтовым трассам, бездорожью, гравию и неукатанным лесным дорогам. Имеет ярко выраженный рисунок протектора, помогающий удержать велосипед в самых сложных дорожных условиях. Такие покрышки хоть и стоят на большинстве горных велосипедов после покупки, но применяются в основном для даунхила, дерта и схожих дисциплин. Нередко используется и в стрите и триале.

+ отличные внедорожные качества
+ отличное смягчение ударов при преодолении неровностей
- плохой накат
- быстрое стирание протектора при движении по асфальту
- высокий уровень шума при движении по асфальту

Стоит отметить, что протектор в песок проваливается, а не цепляется за него. А при езде по горному «серпантину» держит хуже, чем могла бы держать более гладкая покрышка с боковыми шипами.
Также, в агрессивной резине многое зависит от рисунка протектора, причем рисунок передних и задних покрышек отличается.

Покрышки с более частыми "зубками" имеют лучший накат, кроме того они чаще имеют стреловидное расположение рисунка и могут быть более-менее использованы для кросс-кантри. В принципе, на них можно ездить и зимой, если не хочется менять резину.
Покрышки с линейным и прямоугольным расположением зубов протектора предназначены не для скорости, а для устойчивости.

Покрышки с довольно частым и наиболее выраженным протектором незаменимы при универсальных поездках. Речь идет о маршрутах, совмещающих гладкий асфальт и движение по крайне пересеченной местности. Идеальный вариант покрышек: максимальное сближение шипов протекторов по центру шины.
От расположения и частоты шипов зависит устойчивость покрышки к проколам - чем больше полостей между шипами, тем больше вероятность прокола.

Также, у агрессивной резины могут очень сильно различаться характеристики - жесткость, наличие защитного слоя, тип и количество применяемых компаундов.

Зимняя резина

Применяется для передвижения по снегу и льду. Такие покрышки имеют большие грунтозацепы и оснащены шипами различной формы. Для зимних шин характерен непременно ярко выраженный редкий протектор и наличие металлических шипов. Именно такое покрытие сделает возможным беспрепятственно ездить и по накатанному, и по рыхлому снегу.

+ хорошая управляемость при движении по снегу/льду
- плохой накат
- быстрое стирание шипов при движении по асфальту

Особенностью зимних шин является необходимость их обкатки. Первые 50 километров рекомендуется ездить по плотному покрытию и избегать резких ускорений и торможений.

Велотрубки

Велотрубки представляют собой объединение покрышки с камерой, замкнутой в единую систему, применяемых в спортивных шоссейных велосипедах. У системы есть ряд недостатков. Обычно ее приклеивают к ободу колеса, но на разбитой трассе велотрубка может отклеиться и слететь с обода, а это прямой путь к травме велосипедиста. Кроме того велотрубку в случае прокола весьма сложно восстановить.
Зато трубки чрезвычайно легки, накатисты и не склонны к проколам.
Schwalbe Ultermo HT имеет латексную камеру внутри и залита в тройной компаунд.

Конструкция покрышки

Обычно велосипедная покрышка состоит из следующих элементов:

  1. Борт шины. Обычно эта часть представляет собой стальное или кевларовое кольцо, которое удерживается на ободе за счёт давления воздуха
  2. Тканевая основа, которая натягивается между бортами покрышки и создаёт её форму;
  3. Она представляет собой несколько параллельных друг другу слоев нитей. Эти нити, как правило, изготавливаются из различных синтетических материалов.
    Именно на этом уровне применяются технологии защиты от прокола. Суть их в том, чтобы сделать плотный, но легкий защитный слой, сплетенный из специального волокна - нейлона или кевлара, покрытых слоем натуральной резины.

  4. Поверхностный слой. Как правило, эта часть велосипедной шины изготавливается из резины, каучука (искусственного или натурального) или компаунда. И если с первыми двумя материалами все более-менее понятно, то на компаунде стоит остановиться поподробней.

Компаунд - это композиционный материал, основанный на смешении различных полимеров и мономеров. Благодаря использованию подобного материала удается снизить себестоимость изготовления покрышки, а также, в некоторых случаях, увеличить ресурс и накат.
Чаще применяется синтетический каучук, потому что он значительно дешевле натурального и не разрушается под действием технических жидкостей. Однако износостойкость натуральной резины гораздо выше, чем у искусственной.
При применении дешевого синтетического каучука, покрышка может плохо держать дорогу, быстро изнашиваться и при всем при этом еще и обладать плохим накатом.

Компания Schwalbe разработала технологию Triple Star, согласно которой в одной покрышке применяется сразу 3 компаунда: для базового слоя с легким качением; для центрального слоя, зависящий от назначения резины и для цепких плечей (мягкий).
Более того, комбинация 3 компаундов разная в покрышках для горных велосипедов, предназначенных для разных дисциплин.

Например, для XC центр должен быть быстрый и жесткий, для Enduro, Freeride и Downhill он должен быть мягкий или очень мягкий соответственно.
Точно также и плечи: в XC они средней мягкости, а в экстремальных дисциплинах они очень мягкие для высокой цепкости.

Критерии выбора

Теперь, когда мы знаем, какие шины бывают и какие их особенности на что влияют впору сформулировать критерии выбора покрышки.

На самом деле, выбор покрышки - это очень сложное занятие. Идеальных покрышек практически не бывает - у всех есть свои недостатки. Почти всегда улучшение одной характеристики приносится в жертву другой.

При выборе велопокрышки (велосипедной шины) следует учесть следующие факторы:

  • стиль катания
  • тип и состояние дороги
  • время года
  • погодные условия

Непосредственно выбор покрышки сводится к компромиссу между следующими характеристиками:

  1. вес покрышки
  2. накат (rolling)
  3. цепкость (grip)
  4. защита, антипрокольность (protection)
  5. долговечность (durability)

Рассмотрим только агрессивную резину Schwalbe.
Как мы понимаем, наиболее защищенная резина как правило, самая тяжелая и имеет не очень хороший накат. Самая быстрая резина (для соревнований) имеет ограниченную защиту от проколов и долговечность (например Schwalbe Furious Red и Rocket Ron).
Цепкость и устойчивость резины определяется её боковыми шипами. Чем они рельефнее, чем лучше цепкость - один из лидеров Schwalbe Dirty Dan (для грязных трасс) и Schwalbe Fat Albert.
Экстремальные покрышки снашиваются быстрее, так как их каркас мягче.

Самая универсальная резина - Schwalbe Smart Sam - быстрая, накатистая, долговечная, цепкая и умеренно тяжелая.
Самая защищенная резина - Schwalbe Marathon Plus, но она весьма медленная.