Грамотный выбор горного велосипеда (MTB)

Отличительные особенности горных велосипедов:

  • Широкие колеса (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм)
  • Чуть меньший диаметр колеса, чем у дорожных велосипедов, диаметра (около 660 мм вместо 700 мм)
  • Рама специальной геометрии с кареткой, приподнятой для езды по пересеченной местности
  • Большое количество передач (21-27) количество передач с широким диапазоном передаточного соотношения с широким диапазоном

Виды горных велосипедов

  • Хардтейл
    Велосипеды, не имеющие заднего амортизатора. Прямой перевод – «жесткий хвост». Самое широкое применение: от прогулок по пересеченной местности до соревнований по дисциплинам кантри-кросс, байк-кросс, слалом, триал, стрит. Могут быть жесткие (rigid) - это велосипеды, не имеющие переднего амортизатора или с амортизационной вилкой (front suspension). Для минимизации веса и улучшения ходовых характеристик в основном изготавливаются из алюминиевых сплавов.
  • Двухподвес
    Велосипеды, имеющие амортизацию, как переднего, так и заднего колеса. Идеально подходят для катания по пересеченной местности, так как амортизаторы сглаживают толчки, в результате чего улучшается управляемость велосипедом и повышается комфорт движения.

Ценовые категории для гоных велосипедов

  • Велосипеды стоимостью от 250 у.е.
    На велосипедах такого уровня используется: хроммолибденовая рама, жесткая вилка, одинарный обод, навесное оборудование типа Shimano C-101, Shimano Sis и т.д. Срок активной эксплуатации примерно 1,5-2 года.

Эти велосипеды предназначены, в основном, для катания по асфальту с редкими выездами на грунтовую местность. С другой стороны, при бережном отношении к технике, как то: вовремя поднимать руль велосипеда при переезде через высокий бордюр, технично переключать скорости без напряжения цепи и т.д. – позволит использовать этот велосипед не совсем так как написано в инструкции, т.е. с большим КПД и долгое время.

  • Велосипеды стоимостью от 400 у.е. д.о 700 у.е
    На байках такого класса обычно присутствуют: алюминиевая рама, мягкая (передний амортизатор) вилка с ходом более 60 мм, навесное оборудование класса Shimano Alivio и выше до Deore LX, двойные обода (на моделях ближе к $700).
  • Это байки для людей, которые, приобретая велосипед в первый раз, хотят обзавестись хорошей техникой с долгим сроком службы.

    На таком «коне» при достаточной физической подготовке можно долго путешествовать (без остановок на починку ходовых частей), проезжая до 80 км в день. Длительность поездки может быть значительной и оборудование на велосипеде такого уровня выдержит любые погодные условия и грязь.

    Выбор горного велосипеда в заисимости от стиля катания

    Если со стилемкатиния ещё не определился - то не с тоит покупать узкоспециальную модель. Так как ы еще не знаешь, каким стилем увлечешься. И главное, не то что без опыта ты не раскроешь весь потенциал машины, а то, что он принесет тебе массу дискомфорта.

    • Если ты фрирайдер: твоя стихия - скорость, прыжки, дроп-оффы, ты не любишь ограничений - едешь туда, куда хочешь. Байки для фрирайда - это наиболее универсальные велосипеды. Фактически они готовы для использования в любой дисциплине. Само понятие фрирайд - очень широкое. Поэтому и велосипеды, которые производители позиционируют как фрирайдные, могу очень сильно отличаться. Бывает и такой фрирайд, что даунхил по сравнению с ним - это прогулочная езда! Как правило лучше покупать двухподвесочный велосипед, но если ты тяготеешь к дерт-джампингу и городскому катанию, то лучше купить хардтейл. Ход подвески таких велосипедов начинается от 100мм и даже может превышать 200мм. При выборе ростовки ты можешь пустить в ход свою фантазию, но придерживаться следует одного правила: рама должна быть не очень большой, т.е. до 19 дюймов даже при росте в 190см. Вычти 1-2 дюйма из показателей для велосипедов кросс-кантри и ты получишь оптимальный для тебя размер.
    • Если ты предпочитаешь кросс-кантри: ты не ищешь легких путей, ты любитель пересеченной местности и больших нагрузок. Это самая распространенная дисциплина - гонки по пересеченной местности. Кросс-кантри на сегодняшний день обладает статусом олимпийского вида спорта, пока что ни одна другая дисциплина не получила такого признания. В кросс-кантри есть как тяжелые подъемы, так и техничные, быстрые спуски. Основные требования к гонщикам - это сила и выносливость, но и про технику езды не стоит забывать. Если ты делаешь первые шаги в мире горного велосипеда, это хорошая отправная точка. Ты получишь необходимые базовые навыки управления велосипедом и приобретешь хорошую физическую форму. Абсолютно все профессионалы вело-спорта начинали с кросс-кантри, даже самые безбашенные даунхилеры и фрирайдеры. Велосипеды для кросс-кантри рассчитаны на наиболее эффективное использование твоих усилий это - самые быстрые велосипеды на бездорожье! Велосипед должен быть максимально легким и жестким. Поэтому лучше всего подходят алюминиевые рамы, без задней подвески. Ход вилки не должен превышать 100мм, оптимальным будет ход в 80мм. Размер байка подбирается следующим образом. При росте 165-168см. оптимальной будет рама в 16-17 дюймов, рост 169-172см рекомендуем 17-18 дюймов (18-19 для мужчин), от 173-180 для женщин: 18-19 дюймов, для мужчин: 20-21 дюйма и наконец от 180 и выше: 21 дюйм и больше. НО! Для каждой фирмы производящей велосипеды размеры могут быть свои. Следует также помнить, что когда вы сидите в седле, нога, на которую идет опора, должна быть почти выпрямлена, то есть слегка согнута. Расстояние между паховой областью и верхней трубой (рамы) должно быть не меньше 3-5 см.
    • Если ты даунхиллер: ты любишь головокружительные спуски. Самое главное для тебя - это скорость и чем сильнее бездорожье, тем лучше для тебя. Человек не всегда пройдет там, где ты проедешь на велосипеде. Постоянно вниз - вот твой девиз! Сам байк требует достаточно внушительных капиталовложений и рама соответственно тоже. Обычно для даунхилла делают рамы двух-трех размеров всегда с амортизатором как сзади, так и спереди. Вес не имеет значения. Здесь главное прочность, нагрузки на велосипед будут невероятные. Очень важна качественная амортизация, поэтому на таких байках ход подвески начинается со 150мм.
    • Если ты триалист: для тебя нет преград! Парапеты, скамейки, бордюры - все это является неотъемлемой частью твоей жизни. Прыгать то на заднем то на переднем колесе - для тебя привычное дело, удивлять публику ты умеешь! Триальный байк, должен быть прочным, но при этом максимально легким. Обычно - это очень маленькая рама, длинный вынос, хорошие тормоза и, это важно, жесткая вилка!
    • Если ты дертджампер, или же предпочитаешь соревноваться в параллельном слаломе, байкер-кроссе, то тебе придется много "летать": трамплины, трамплины и еще раз трамплины и не важно какой они высоты - 2 метра или 20 сантиметров. Высота и трудности тебя не пугают! Именно в дертовом велосипеде главное - рама! Советуем хардтейл, достаточно жесткий, прочный и тяжелый для устойчивости в воздухе. Но подойдет и легкий фрирайдный байк с задней подвеской. Рама должна быть маленькой ростовки, чтобы лучше контролировать велосипед как на земле так и в воздухе. Но при этом иметь достаточно длинную верхнюю трубу, иначе она просто будет неудобной, особенно с коротким выносом..

    Выбор ростовки рамы велосипеда

    Размером рамы считается расстояние от оси каретки/оси системы до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем и измеряется в дюймах.

    Размер Размер Дюймы Сантиметры
    Очень маленький XS . XSmall 14" 35,4
    Маленький S . Small 16" 40,6
    Средний M . Medium 18" 45,7
    Выше среднего L . Large 20" 50,8
    Большой XL -Xtra Large 22" 55,8

    Можно дать следующие рекомендации по выбору размера рамы в зависимости от роста:

    Рама Рост см
    14" 135-155
    16" 150-165
    18" 165-178
    20" 175-185
    22" 185-195
    24" 190 . 210 и >

    Подробные таблицы:

    для хардтейлов (велосипеды с передним амортизатором):

    Размер

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    Рост, см.

    135-150

    150-160

    155-165

    165-175

    170-180

    175-185

    Размер

    20

    21

    22

    23

    24

    Рост, см.

    180-190

    185-190

    185-195

    190-200

    195-210

    Full suspension ( c двумя амортизаторами): -15.5, 17.5, 19.5, 21.5

    Размер

    15,5

    17,5

    19,5

    21,5

    Рост

    низкий

    средний

    высокий

    очень высокий

    Выбор характеристик байка

    После выбора стиля катания и необходимой рамы, следует сравнить велосипеды с одинаковыми рамами по их навеске.

    MTB выбирается по следующим основным критериям:

    1. Ростовка и материал рамы
    2. Модель переднего и заднего переключателя
    3. Тип и класс тормозов V-brake колодочные или дисковые (механические или гидравлические)
    4. Модель, производитель и ход вилки (в мм).

    ===Переключатели=== Определляют максимальное число скоростей. Чем дешевле, чем быстрее расстраиваются и требуют настройки.
    Не рекомендую переключатели серий Shimano LY, TY, TZ, TX - хлам. TX-31 и TX-50 (Tourney) - еще терпимо, но нежелательно.
    Оборудование желательно, чтобы было "с именем", то есть линеек не ниже Shimano Altus или Acera.

    Сейчас, когда велосипеды подорожали на 40%, любимый всеми Author Basic (Acera/Alivio) можно купить за 14840, в то время как 1,5 года назад он стоит не более 9000 руб.

    ===Тормоза===
    Дисковые тормоза на байках дешевле 15000 покупать категорически запрещено - замучаетесь настраивать. Если очень хотите диски, то покупайте нормальные уж, а то все равно в сервис повезете...
    Дисковые гидравлические сейчас начинаются с 30000, так что это для тех, кто разбирается!

    ===Вилки===
    Амортизируют удары неровностей дороги по вашим рукам. Из дешевых ничего такие RST Cappa/Gilla T3/T5/T6 и Suntour XC/XCT. Лучше конечно, если есть возможность, взять байк с вилкой Rock Shox.

    Рекомендации

    Ни за что не покупайте велосипеды в Ленте, Ашане, Окее и пр. А также Nordway в Спортмастере, если не хотите, чтобы они умерли через год.

    НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ПОКУПАТЬ ВЕЛОСИПЕДЫ Stels.

    Традиционно в Питере в небольшом кол-ве продаются новые байки прошлых сезонов (2006-2008). Они ни чем не хуже, а иногда даже лучше по навеске. Есть смысл поискать именно такие. Они вам обойдутся на 1500-4000 руб. дешевле. Главное, найти свою ростовку, что сложно.

    Вообще, самым мощным по навеске и качественным из недорогих считается Author Basic. Из более дорогих - Author Kinetic.
    В velodrive.ru сейчас распродажа старых модельных рядов. Кстати, с каждым годом навеска дешевых моделей ухудшается!
    В 2006 году стояла вилка с ходом 80 мм, в 2007 - 73 мм.

    Author Basic 2006 (10500 руб.)
    Вилка: RST Capa T6, пружина/эластомер, ход 80 мм
    Скорость: 24
    Передний переключатель: Shimano Acera

    Author Kinetic 2007 (12000 руб.)
    Вилка: RST Gila TnL, пружина/масло/эластомер, с блокировкой, ход 100 мм
    Скорость: 24
    Передний переключатель: Shimano Alivio
    Задний переключатель: Shimano Deore