Вилки (обзор)

Вилка – одна из составных частей велосипеда, которая является устройством крепления колеса к раме, и имеет возможность поворачиваться. Она во многом определяет стиль катания байкера и комфорт его передвижения.

Все вилки делятся на два типа:

  1. Амортизационные (или амортизированные) - мягкие вилки с амортизатором.
  2. Жёсткие вилки - обыкновенная фиксированная по ходу вилка.

Амортизированные вилки

Первый тип вилок в последнее время всё больше и больше завоёвывает рынок. Мягкие вилки стали ставить на всех классах байков, исключая, конечно же, шоссейники. Даже на гибридах (смесь шоссейников с горными) уже вовсю используются амортизационные вилки с малым ходом.

Вилок с амортизатором огромное количество, и цены на них сильно разнятся. Естественно, цена напрямую связана с качеством и долговечностью устройства. Самые дешёвые вилки оснащаются простыми пружинными амортизаторами, не имеют никаких регулировок, и довольно быстро приходят в негодность.
Качественные дорогие модели практически не убиваемы и полностью регулируются, поглощая при этом все удары.

Для чего нужна амортизационная вилка?

  • амортизационная вилка повышает уровень комфорта велосипедиста, потому что снижает ударно–вибрационную нагрузку на переднюю часть велосипеда (в том числе, на рулевую колонку, раму, руль и непосредственно руки).
  • благодаря амортизации вилка снимает "тормозящий эффект" дорожных кочек, вилка как бы «отслеживает» дорогу. При этом достигается лучшая управляемость - амортизационная вилка увеличивает срок службы ряда узлов благодаря амортизации и компенсации ударов.

Таким образом, амортизационная вилка позволяет велосипедисту проходить неровности на более высокой скорости и, самое главное, тратить при этом меньше своей энергии - это уменьшает усталость человека и износ компонентов велосипеда.

Недостатки амортизационных вилок

К отрицательным сторонам велосипедных амортизационных вилок стоит отнести более высокий, чем у жестких вилок вес (в 2-3 раза - диапазон порядка от 1.3 до 3 кг в зависимости от цены, типа и назначения и т.д.) - ну и, конечно же, потеря части энергии (и как следствие скорости) при раскачивании (когда вы крутите педали часть передаваемого усилия "съедается" амортизацией) особенно при силовом педалировании и езде в гору. Однако вилки становятся все более и более легкими, к тому же на многих есть настройки, позволяющие отрегулировать жесткость (пружинистость) вилки или же вообще заблокировать ее ход.

Основные узлы амортизационной вилки

- Пружина - элемент, работающий непосредственно на сжатие. Гасит ударные нагрузки, может быть стальной или пневматической

- Демпфер - элемент, демпферирующий колебания. Гасит колебания (должен быстро сжаться и медленно возвращаться в начальное состояние), может быть воздушный, масляный или эластомерный.

- Регулировка демпфера

Типы амортизационных вилкок

1) Пружинные вилки

Самые дешевые (от 20 у.е) и самые «неамортизирующие» амортизационные вилки. Один из первых вариантов вилок с амортизатором. Функцию амортизатора выполняет пружина. Гасит не все удары, но тем не менее, довольно долговечна и подходит для обычных покатушек. Для профессиональных байкеров такая вилка не подойдёт.

Плохие пружинные вилки стоят в ценовом диапазоне – 600 рублей – 1500 рублей. Как правило, производитель не обладает мировой известностью. По документам они обещают амортизационный ход 65 мм и более, а на самом деле максимальное «натужное» сжатие – 30 мм.
Ещё одно отрицательное качество - быстрый износ, благодаря которому вилка становится абсолютно жёсткой или чересчур мягкой.

К «нормальным» пружинным вилкам относятся пружинные вилки типа RST, Suntour и подобные. Их цена колеблется от 1500 до 2500 рублей. Их ход соответствует обещаниям производителя. Только качество сжатия оставляет желать лучшего, ведь пружины в этих моделях работают совершенно без демпфера. Эти ПВ прослужат довольно долго, но могут начать «люфтить» в ногах.

2) Пружинно-эластомерные вилки

Ценовой уровень тоже не велик (около 40-70 у.е). По сути дела, это пружинная вилка с встроенными в неё эластомерами - объектами, гасящими удар.
Эластомер - стержень из полимерного материала, который и выполняет роль демпфера. Бюджетный вариант амортизационной вилки, не "текут" маслом и не "травят" воздух. Пружинно-эластомерные вилки Rock Shox (рекомендуем) стоят от 85-150$. Эти вилки являются лучшими в своём классе.
Минусом ПЭВ является то, что при низких температурах эластомеры мёрзнут, и теряют свои свойства.

Система работы этих вилок очень проста: в пружине находится небольшая резиновая трубочка (эластомер), которая вследствие сильного прижима к внутренней стороне пружины не даёт ей слишком быстро разжиматься на обратном ходу. Т.е. всё работает на трении, что очень ненадёжно и недолговечно. ПЭВ не регулируются или же регулируется только Preload, может быть LockOut.

3) Воздушные вилки

Ценовой уровень от 150 у.е. Роль пружины выполняет воздух, накачиваемый насосом, и воздух же выполняет роль гасящего элемента. Первый шаг к профессиональным устройствам. Легкие хорошие вилки, правда, при экстремальном использовании из-за снижения плотности манжет могут пропускать воздух. Практически все фирмы в своей модельной линейке имеют данный тип вилок. Эти вилки широко используются любителями кросс-кантри вследствие их низкого веса. Однако бытует мнение, что эти вилки не чувствительны к слабым ударам, и на небольших неровностях ведут себя туповато.
У ВВ малое количество настроек, есть возможность регулировать (preload) в очень широких пределах. Регулируются Preload и Rebound, может быть LockOut.

4) Масляно-воздушные вилки

Цена от 200 у.е. Пружиной служит воздух, а гасит удары масляный картридж. МВВ считаются долговечными. Представители – Marzocchi, Rock Shox и др. Требует постоянного контроля давления в картридже. А плюсом является меньшая чувствительность к перепадам температур.

5) Масляно-пружинные вилки

Ценовой уровень 150-270 у.е. Демпфером служит картридж, заполненный маслом. Пружина из стали остаётся как и в предыдущих вариантах. Отличаются они от своих собратьев качеством, которое заметно лучше и ценой, которая заметно выше. По всем свойствам такая вилка хуже гасит удар, чем две предыдущие, но гораздо более качественная. Для серьёзных нагрузок такая вилка подходит лучше. Наиболее надежные, удобно настраиваемые и дорогостоящие амортизационные вилки для велосипедов.
Представлены фирмами Marzocchi семейства Bomber, Manitou семейства Black, Rock Shox семейства Psylo. Цена вилок от 200$. Потолка цен данных вилок определить просто нельзя. Ход вилок доходит до 200 мм, а Marzocchi Bomber Super Monster ходит 300 мм.
Эти вилки являются самыми популярными среди агрессивных райдеров и используются при нереальных нагрузках.

Составные части вилки

Большинство амортизационных вилок построено по принципу телескопа (труба меньшего диаметра в трубе большего). И состоят из штанов - труб большего диаметра, в которых собственно и расположен амортизатор, по которым ходят внутренние трубы (ноги вилки). На их стыке установлены манжеты - для предотвращения попадания пыли и грязи во внутрь вилки. На дешевых вилках могут поверх ног стоять резиновые пыльники. Ноги вилки обычно соединяются гориллой для усиления конструкции.

На ногах вилки так же обычно имеются крепежи под дисковые и обычные (V-brake) тормоза, разъемы для крепежа оси - дропауты (drop outs).
Корона вилки соединяет две ноги вилки и рулевую трубу велосипеда. Настройки вилки обычно расположены на короне или бывает в нижней части ног вилки.

Стандарты вилок

Диаметр трубы вилки измеряется в дюймах. 1 дюйм равен 2.54 см.
Вилки, как амортизационные, так и жёсткие, имеют четыре основных стандарта:

1)1" дюйм-старый стандарт, какой был раньше на советских велосипедах.
2)1" и 18" дюйма – (дюйм и одна восьмая) – самый распространенный.
3)1" и 1" (дюйм и одна четвертая)
4)1" и 1" (дюйм и одна вторая).

Большинство современных амортизационных вилок имеют рулевую трубу диаметром дюйм и одна восьмая (1 и 1/8). Этот общепринятый стандарт поддерживают производители велосипедов, велосипедных рам и рулевых колонок.

Важным параметром является сама длина крепежной трубы - обычно около 10 дюймов, а лишнее потом спиливается ножовкой.

Также вилки различаются по размеру колеса, как вы наверное уже поняли. Соответственно, бывают вилки для детских велосипедов для колес 10", 12", 16", 18", 20", подростковые или экстремальные 24" и взрослые 26" и 28".

У разных вилок разное расстояние между перьями. Крепления под тормоза обычно предусмотрены двухстандартные - для вибрэйков и дисковых.

Вилки типу крепления также делятся на:

1)резьбовые (headset)
2)безрезьбовые (aheadset) (как амортизированные, так и жёсткие).

Большинство новых вилок - безьрезьбовые. Различие это исходит из типов рулевых колонок и крепления вилок в них.

В резьбовых колонках подшипник прижимается гайками. Одна гайка с конусом, затем шайбочка с усом и контргайка. Такая система проверена веками, но неустойчива. Имеет способность разбалтываться, люфтить. Особенно это ощутимо на ригидах (велосипедах без переднего амортизатора), где такие вилки и применяют больше всего.

В безрезьбовой колонке, подшипник держит вынос руля. На трубе вилки нет никакой резьбы, а фиксируется вынос руля так называемым якорем (стержень, который расширяется и держит вынос, вставляется якорь в трубу вилки). Якорь прочно прижимает вынос и не даёт системе разболтаться, при этом вынос сам затягивается на трубе двумя огромными винтами. Эта модель зарекомендовала себя лучше и гораздо более надёжна, чем резьбовая.

Резьбовых вилок становится сейчас всё меньше, поэтому желательно переходить на безрезьбовую вилку. Она действительно лучше резьбовой. В резьбовых вилках вынос руля крепится, как вам известно, в трубе, с помощью расширяющегося крепления.

Классификация по длине хода

- Короткоходные
Ход 25 - 40 мм. Амортизация для кроссовых, гибридных, прогулочных и городских велосипедов.
- Средние
Ход 50 - 75 мм или ход 75 - 100мм . Амортизационные вилки для туризма, активного катания и гонок Cross-Country.
- Длинноходные
Ход 120 - 300мм и более. Амортизационные вилки для специализированных двухподвесных велосипедов для скоростного спуска DownHill.

Классификация по компоновке

- Обычные
Наиболее распространенные вилки с системой телескоп. Длинноходные вилки обычно выполняются в виде "двухкоронных" (два звена соединяющих "ноги" вилки).

- Перевернутые
Система телескоп, но "поршни" вилок находятся снизу. Это уменьшает "неподрессоренную массу", что улучшает сцепление с поверхностью. Но вилки становятся более тяжелыми и дорогими, к тому же на "поршни" попадает больше грязи.
Перевертыш однозначно лучше отрабатывает всякую мелочь. Если обычная вилка с точно такими же картриджами, пружинами и уровнем масла, то перевертыш лучше нее будет отрабатывать неровности вообще, а не только мелочь.

- Специфические
Амортизационные вилки для велосипедов с многопоршневой и многорычажной системой, а так же амортизационные вилки с одной "ногой" (к примеру, HeadShok Lefty Max ставящаяся на велосипедах Cannondale).

Виды регулировок

Preload (Предварительная нагрузка)
– Настройка жесткости пружины в амортизационной вилке. В дешевых вилках Preload слабо влияет на реальную жесткость пружины. Регулируется внешним регулятором, либо заменой пружин.

Rebound (Отбой, отскок)
- Регулировка скорости отскока вилки (скорости возврата в исходное положение). Compression (Скорость сжатия) - Регулировка скорости сжатия амортизационной вилки (величина обратная Rebound).

LockOut (Блокиратор)
- Блокировка хода амортизационной вилки (вилка становится "жесткой").

Extension Control (Регулировка длины хода вилки)
- Блокировка или регулировка длинны хода вилки. Иногда данные настроки выносят даже на руль.

Производители

Из наиболее известных производителей амортизационных вилок для велосипедов у нас распространены - Rock Shox, Marzocchi, Manitou, а так же более дешевые вилки RST и SR SunTour.

Уход за вилкой

В принципе ухода особого и не требуется. Современные вилки герметичны. Если вилка дешевая, то на ее ногах надеты пыльники.
Пыльники эти - палка о двух концах. С одной стороны, они защищают подвижные ноги вилки, а с другой - если грязь таки под них попадёт, она там будет надёжно спрятана! К тому же пыльник делает невозможным контроль за состоянием ног и сальников.
Но учитывая, что эластомерные вилки - вещь в принципе одноразовая, то продлить их жизнь не мешает - как раз при помощи этих пыльников. Только надо следить за их состоянием - не прохудились ли и не начали ли собирать в себя грязь.

Уход - периодически осматривать пыльники, а также периодически их стаскивать со штанов, приподнимать и осматривать подвижные части вилки на предмет повреждений и грязи. Последнюю, естественно, вытирать.

Если пыльники прохудились - то не латать их, а просто срезать не разбирая вилку и ухаживать уже как за вилкой с открытыми ногами. Там, где пыльников нет (как правило, на дорогих вилках) - там и так защита от грязи достаточно высока и дополнительно что-то ставить не требуется. Уход - протирать открытые ноги и сальники после грязных поездок.

В масляных вилках периодически необходимо менять масло.

Эластомерные вилки так или иначе достаточно быстро теряют свои свойства в связи тем, что трение эластомера с пружиной ухудшается. При обнаружении потери свойств вилки рекомендуем отдать вилку на переборку – правда, не все вилки возьмутся перебирать, и не у каждой мастерской в прейскуранте есть такая услуга. Это трудоемкая работа, и очень сложно найти детали (те же сальники).