Обслуживание и ремонт кареток Hollowtech II

Для топовых линеек XT, XTR и Saint компанией Shimano была разработана технология под названием HOLLOWTECH II с интегрированной системой каретки и шатунов, которая монтируется со стороны правого шатуна. Позже эта система появилась и в линейке Deore. 

Система Hollowtech II уменьшает количество составных частей до двух, а тем самым значительно снижает вес и увеличивает жесткость и срок эксплуатации системы. Кроме того, наружные подшипники обеспечивают более эффективное распределение нагрузки, увеличивая жесткость и устойчивость. Более широкое расположение подшипников также повышает жесткость, а сила педалирования передается эффективнее. Наружные подшипники позволяют лучшее распределить вес, создавая большую устойчивость. Ось каретки и правый шатун составляют одно целое, также повышая жесткость при меньшем весе. Легкие шатуны не только снижают вес велосипеда, но и уменьшают вращающуюся массу, способствуя лучшему ускорению. Целью является снижение веса шатуна без снижения его прочности и жесткости. 

Благодаря простой двухкомпонентной конструкции, систему легко разбирать обслуживать.

Одним словом, система удачная. Если бы не одно "НО"! Изначально система предназначалась для гонщиков, а значит при её проектировании о её герметичности и не сильно тревожились, т.к. в первую очередь, катать с ней должны по асфальту. Как показала практика, система Hollowtech II очень не любит влагу, грязь, а особенно болота.

Многие жалуются, что если даже проехаться под сильным дождем по грязно-песчаной дороге, то на следующий день каретка может начать хрустеть. В зависимости от того, как ездить, проблемы начинаются после 1500-4000 км. Это при том, что некоторые каретки "квадрат" ходят до 20000 км. Короче говоря, для тех, кто катает в сложных условиях Hollowtech II - плохой выбор. А что делать, если приличные бйаки в основном, идут этой кареткой?

Внутреннее устройство каретки Hollowtech II

Итак, каретка состоит из 3 частей: двух алюминиевых чашек и полой платмассовой оси, которая не несет нагрузки, но является спейсером (органичивает расстояние). Левая и правая чашки немного разные по геометрии. На правую чашку надеваются платмассовые проставочные кольца для регулирования ширины каретки в зависимости от ширины кареточного стакана рамы - 68 или 73 мм. Чашки вкручиваются в кареточный стакан.

В обе чашки впрессован открытый разборный подшипник. В каждом подшипнике по 15 шариков, разделенных сепаратором. Все это движется в некой густой смазочной массе зеленоватого цвета.

Снаружи подшипник закрыт сальником и пластмассовым пыльником.

Этот пыльник имеет Т-образую форму и уходит "ножкой" внутрь чашки, выполняя функцию уплотнителя. Причем, он очень специфический и заточен именно под данные подшипники - под его "шляпкой" имеется специальный формованный выступ-ступенька. Именно с пыльниками и соприкасается металлическая ось картеки, которая крутится вместе с ними.

В каретках Shimano Hollowtech II BB-51 и BB-70 используются закрытые с одной стороны подшипники с маркировкой 6805-RD и размерами 25x37x6 мм. Заменить их можно закрытыми с двух сторон подшипниками 6805 2RS или 61805 2RS, а также открытыми 1000805 отечественного производства. Правда они имеют отличие - высота 7 мм вместо родных 6 мм.

В качестве замены можно приобрести подшипники RaceFace X-Type Bottom Bracket Bearing 6805.

Официально, чашки не разбираются (на них написано "Do not disassemble"), на практике они относительно несложно разбираются. Считается, что каретка BB-70, используемая в SLX и XT надежнее BB-51? используемой в Deore, хотя разницы в их конструкции нет.

Проблемы каретки Hollowtech

Первый и главный недостаток - открытые подшипники, в которые попадает масса грязи и мелкого песка, который становится абразивом, лишая шары круглой формы. Во-вторых, каретка не герметична: между чашкой и подшипником, а также внурь чашки, между осью и пыльником попагает все та же грязь, стачивая мягкий металл оси. Особенно легко грязь попадает, если каретка побывает в жидкой грязи, болоте.

Вот как у меня выглядела ось после 8000 км без разбора каретки:

В таком состоянии она почти перестала свободно крутиться в стакане. Кроме того, как выяснилось позже, подшипник в правой чашке также перестал крутиться.

Ремонт каретки

  1. Выкрутить пластмассовую заглушку из шатуна съемником, снять левый шатун, снял блокиратор и открутив шестигранники.
  2. Выкрутить левую чашку съемником, вынуть правый шатун с осью
  3. Открутить правую чашку съемником
  4. Проверить свбодный ход подшипников в чашке. Если он затруднем - чашку надо разбирать.
  5. Ножом или тонкой плоской отреткой подковырнуть и выковырять пластмассовый пыльник.
  6. Подковырнуть и снять сальник, закрывающий шарики.
  7. Промыть подшипник от грязи и старой смазки с помощью шприца, WD-40, уйат-спирита. В тяжелом случае - замочить чашку в посуде, погрузив её в мощный растворитель. Я использовал спрей Flux-OFF, который налил в чашку.
  8. Если все это не помогает - подковырнуть подшипник изнутри (может потребоваться плоская отверта и молоток, тиски) и выдавить его из чашки. Можно нагреть чашку над огнем или в горячей воде - алюминий хорошо расширяется.
  9. Разобрать подшипник: подковырнуть защитное кольцо, вынуть сепаратор, разделив кольца.
  10. Промыть все шарики, снять ржавчину с колец и оси каретки.
  11. Посадить шарики на новую густую смазку (литиевую) - я использовал Weldtite Lithium Grease.
  12. Собрать подшипник и запресовать его обратно: можно опять нагреть чашку.
  13. Установить сальник и пыльник.

Вообще для запресовки подшипников в чашку используется спецциальный инструмент, однако народные методы тоже действуют.

Хочу также отметить, что на предыдущей каретке BB-51 еще и иносились и почти сгнили проставочные кольца (тонкое было металлическое).

При сборке обратите внимание:  подшипники в правой и левой чашке разные. У левого подшипника, с прилегающей чашке стороны, есть кольцо-пыльник, на нем надпись Sunhill 6805-RD A659, а у правой было написано - CCVI I-09 61805 RS. Левый подшипник - с внешней стороны пластиковый сепаратор, с обратной - кольцо-пыльник; правый - с внешней стороны гол, с внутренней - кольцо-пыльник и пластиковый сепаратор (с нанесенной на поверхность тонким слоем резиной). Сепаратор здесь чуть ниже, чем в левой чашке.

Другая возможная проблема - выточенность подшипников. когда он начинает люфтить в чашке. В этом случае поможет только замена подшипника. Имейте ввиду: промышленные подшипники имеют высоту 7 мм и пыльник со ступенкой ставится с трудом и выпирает после установки.

При подготовке статьи некоторые фото взяты с сайта azovbike.com.ua