Велокросс (Циклокросс, СХ)

Ну вот, на улице пасмурно, холодно и дождливо. Кататься на байке уже не хочется, наступила осень. Но ведь именно это время года - самый разгар сезона для Велокросса, уникального вида спорта, где гонщики соревнуются на короткой дистанции со множеством препятствий. И что же это такое? Вместо того, чтобы крутить педали, они постоянно бегают и прыгают через барьеры! И сегодня самое время узнать об одном из популярнейших направлений велоспорта - велокроссе (циклокроссе, CX).

Многие считают,  что это  просто бег с препятствиями с видоизмененным шоссейным велосипедом по короткой дистанции и с кругом не более 2-3км, а другие, что велокросс - это просто грязевой кошмар. На самом деле, у этого вида спорта очень давняя история. Первый велокросс, а также первый Чемпионат Франции по велокроссу был организован Даниэлем Гуссео (Daniel Gousseau) еще в 1902 году. Тогда спортсмены соревновались в лесу с наездниками на лошадях. Однако, точно определить происхождение велокросса непросто. Ведь помимо Даниэля, активисты часто устраивали гонки из одной деревни в другую, где правилами предусматривалось срезать путь по фермерским полям, перепрыгивать через заборы, ну и вообще, сокращать дистанцию любыми возможными способами.

Велокросс очень популярен в Европе, а в Бельгии - это вообще национальный вид спорта, собирающий невероятно много зрителей и болельщиков. Самые успешные СХ-гонщики родом из Бельгии, Нидерландов, Франции, Италии и Чехии. Также, этот вид спорта переживает настоящий бум в США и начинает набирать популярность в Великобритании. Традиционно сезон велокросса длится с Сентября по Январь и заканчивается UCI Чемпионатом Мира.

ГОНКИ И ТРАССЫ ДЛЯ ВЕЛОКРОССА

Как и триатлон, велокросс - это смесь из нескольких спортивных дисциплин, а именно: езда на велосипеде с серьезным акцентом на техничное управление байком и бег. Обилие препятствий в виде поваленных деревьев, барьеров, песчаных подъемов и спусков, грязевых и непроезжаемых участков делает велокросс по-настоящему зрелищным спортом. Кстати, европейские болельщики часто приходят на гонки в оригинальных костюмах, касках с рогами и прочих атрибутах, создавая необычную атмосферу маскарада. В последнее время это очень популярно, ведь проехавшие трассу гонщики уже сами похожи на персонажей из фильмов ужасов.



Международные соревнования по велокроссу в Ковингтоне (США) 9 Октября 2009

Большинство заездов проходят по трассам с длиной круга от 1 до 3х километров, на которых можно встретить и асфальт, и песок, и грязевые участки, а также крутые повороты, и непреодолимые на велосипеде препятствия. Вся гонка, обычно, длится от 30 минут до одного часа, плюс последний финишный круг. Тем не менее, если гонщика округляет лидер, то ему нужно сойти в конце гонки, чтобы избежать путаницы на финишном круге. Сумасшедший темп гонки, стремительные ускорения и жесточайшая борьба за позицию требуют интенсивных тренировок: как силовой выносливости, так и технических навыков.

Искусственные барьеры, как правило, имеют высоту не более полуметра, и, часто расположены таким образом, чтобы их было проблематично преодолеть верхом. Гонщики спрыгивают с байков и переносят велосипеды на плече или за верхнюю трубу рамы. Конечно, это не красочные "баннихопы", которые так любят зрители, но именно техничное преодоление препятствий в велокроссе экономит значительные секунды на финише.

Есть несколько способов преодоления препятствий на дистанции по велокроссу, но один из самых эффективных - это с "байком под мышкой". Приближаясь к препятствию гонщик отстегивает правую ногу, притормаживая велосипедом, заводит ее за седло, чтобы слезть слева от байка. В момент, когда правая нога практически коснулась грунта, отстегивается левая нога, гонщик берет байк за верхнюю трубу или кладет на правое плечо, и бегом преодолевает барьер или устремляется в песчаный подъем.

В случае, когда препятствие одно и его можно преодолеть верхом на велосипеде, гонщики используют "баннихоп": подъезжая к препятствию, спортсмен выдергивает руль на достаточную для преодоления барьера высоту и сразу же подпрыгивает за счет контакта с педалями задней частью велосипеда. Но когда препятствий несколько, будет наиболее эффективно преодолеть их бегом. В этом случае гонщик переносит велосипед на себе, держа его за верхнюю трубу рамы или на плече. Надеемся, теперь вы понимаете, почему велосипедисты циклокроссеры так беспокоятся о весе своих железных коней. Если позволяет рост и достаточно сил, то гонщик переносит велосипед, держа его левой рукой за руль, а правой за верхнюю трубу рамы. Но все равно, наиболее эффективный способ - это переноска байка на плече, когда нагрузка распределяется по туловищу более равномерно.

ЭКИПИРОВКА ДЛЯ ВЕЛОКРОССА

Настоящий байк для велокросса - это гибрид шоссейного велосипеда и маунтинбайка: легкая алюминиевая, карбоновая, стальная (Cro-Mo) или титановая рама, карбоновая вилка, совмещенные манетки с тормозными ручками (обычно, используются шоссейные "автоматы"), покрышки 700С x 30-38С (1.2-1.5'') с агрессивным протектором, контактные педали и двойная или одинарная система с защитой. Звезды на системы меньше, чем на шоссейниках, а защита необходима для ошибок при преодолении барьеров. Кстати, геометрия рамы также слегка отличается от шоссейной. Кареточный узел расположен выше, клиренс также больше за счет грязевых зазоров, которые являются важным параметром байка для велокросса. Передняя и задняя вилки должны иметь достаточные зазоры между покрышкой и рамой (вилкой) для эффективного очищения от скопившейся грязи.

Велосипед для велокросса - это гибрид шоссейного велосипеда и маунтинбайка

Рамы и вилки более жесткие, чем на шоссейных велосипедах, верхняя труба обычно более короткая для лучшего контроля. По состоянию на сезон 2011-2012 дисковые тормоза были разрешены для использования на гонках по велокроссу. Они дают гораздо более высокую мощность, а также лучшую управляемость при торможении, особенно во влажных условиях, но, тем не менее, многие производители все еще продолжают выпускать гоночные модели с традиционными ободными тормозами. Правильно настроенные тросиковые тормоза дают не меньший контроль и достаточную мощность для спортсменов. Часто на велосипеды для велокросса добавляют дополнительные тормозные ручки на руль, для более эффективного использования на техничных участках трассы.

Многие кроссовые велосипеды используются не только для гонок и тренировок. Зачастую, любители шоссейного велоспорта комплектуют свои CX-байки крыльями и пользуются ими для поездок на работу и тренировок в лесопарках. Потенциал использования кроссовых велосипедов велик, как и байков, из которых он был создан. 

В России велокросс недостаточно популярен из-за низкой популярности велоспорта в целом. В осенне-зимний период, спортсмены из детско-юношесских спортивных школ участвуют в соревнованиях по велокроссу, проходящих в Чебоксарах, Подмосковье и других регионах. На любительском уровне гонок практически нет, но направление все равно развивается, благодаря активистам.

Взято с www.bike4u.ru