Склоны: сидя или стоя?

Как Вы думаете должен ли велосипедист стоять или сидеть во время заезда на наклонную плоскость? К сожалению, не существует простого ответа на этот не сложный вопрос. Ответ на этот вопрос зависит от большого числа факторов, которые я попытаюсь рассмотреть в этой статье.

Величина наклона. Склоны с небольшим углом наклона обычно выполняются сидя. Резкие подъемы очень часто требуют какое-то время езды стоя. Чем больше градиент наклона, тем вероятнее что Вы будете периодически вставать. Стоя при заезде на склон нагрузка ваших ног уменьшается и вес тела помогает давить на педали. С другой стороны, кровеносная и дыхательная системы подвергаются большей нагрузке во время езды стоя. Как результат, у вас скорее всего будет выше пульс и тяжелее дыхание, когда вы заезжаете на склон стоя. Чем больше угол наклона, тем меньше разница для мышечной (сидя) и аэробной (стоя) систем.

Длинна наклона. Чем короче склон, тем больше преимущество вы получите заезжая на него стоя. Вы произведете большую мощность (опять из-за добавления веса тела при давлении на педали) и проедите склон быстрее.

Тип соревнований. Если уклон не большой, то триатлет или тайм триалист реже встает с седла, чем «шоссейник». Это в основном из-за различного гоночного темпа (триатлеты поддерживают более равномерный темп). Если кто-то ускоряется на горку, то вы скорее всего будете вынуждены тоже ускорится, что бы не отстать. Быстрое ускорение на склоне обычно требует стоячей езды.

Масса тела. Чем ниже Ваша масса тела, тем более выгодно вам стоять при заезде на склон. Чем больше Ваша масса, тем выгоднее вам оставаться в седле. Поделите Ваш рост на вес, чем меньше это число, тем легче Вам заезжать. Тяжелый гонщики обычно избегают склонов и выбирают плоские гонки, где преимущество в мощности не отражается на массе гонщика.

Таким образом, теряя или набирая вес Вы можете изменить как хорошо вы заезжаете на склоны. Конечно, будем предполагать что при похудении ваша генерируемая мощность не падает.

Скорость. На скорости более 20 км/ч или быстрее оставаться сидячим или в аэродинамической позиции, если вы триатлет, обычно очень хорошая идея. Если ваша скорость ниже 20 км/ч, то сидя прямо или стоя является предпочтительнее. Конечно, это допущение изменяется при присутствии ветра. При лицевом ветре ваша скорость падает. Если ваш спидометр говорит вам 19 км/ч при лицевом ветре, вы предпочтите оставаться в седле, а лучше в аэро позиции, потому что ваша скорость прохождения сквозь воздух будет больше, чем показывает устройство.

Усталость. На долгих подъемах, особенно те что ближе к финишу велосипедного заезда (гонки), вы можете получить преимущество иногда вставая, для того что бы уменьшить больше в мышцах. Даже если все приведенные здесь условия говорят вам что надо оставаться в седле, но ваши мышцы используемые для педалирования очень устали, вам можете помочь встать на некоторое время, что бы дать им передышку.

Передача. Опять таки, передача зависит от угла наклона поверхности. Если Вы используете большую передачу при заезде на склон, то ваша частота вращения педалей падает и вам можете понадобится встать, что бы ее увеличить. Но лучше использовать меньшую передачу и большее число оборотов. Например, Лэнс Армстронг в 1999 году поменял тактику педалирования во время гонки на время – до этого он использовал большую передачу, но меньшее число оборотов (70-80), а в этом Туре он вращал меньшую передачу, но 100-115 раз в минут. Результатом был выиграешь 58 секунд и первое место в 8-ом этапе Тура 1999 года.

Горный велосипед. Езда стоя приводит к уменьшению силы соприкосновения с землей, когда вы на горном велосипеде едите по пересеченной местности или мокрой дороге. Таким образом оставаться в седле рекомендуется при таких условиях. Педалирование сидя производит более плавный оборот педалей и равномерную нагрузку на цепь, тем самым уменьшает шансы прокрутки колес и улучшает плавность педалирования.

Хорошая новость заключается в том, что вы можете доверять своим инстинктам при заезде на склоны. В большинстве случаев Ваше тело скажет вам, когда ему необходимо встать. В этом случае опыт – наилучший советчик, но вы также можете наблюдать за более опытными гонщиками и переключать в группе.

Тренировки должны включать езду стоя и сидя. Заезды на склоны сидя улучшит вашу мышечную силу для езды по плоским курсам, и за это я люблю горы. Езда стоя может улучшить аэробные способности, особенно если горка занимает 2-3 минуты для «покорения».

Советы по прохождению склонов

  • Принимайте въезды на гору, зная, что Вы снабжены всем необходимым, чтобы бороться с силой тяжести. Советы, представленные здесь, предназначены для вскарабкивания сидя. Так как вскарабкивание забирает больше энергии, то ставайте из седла только на действительно крутых склонах, используя хорошую тягу, быстрые толчки ногами или растягивайте ноги туда и обратно.
  • Концентрируйтесь на постоянном дыхании, давайте вашим плечам отдохнуть и держите локти согнутыми. Сфокусируйтесь на мягком ритме и на полном вращении педалей, когда Вы едите прямо. Постарайтесь как можно меньше двигаться верхней частью тела, чтобы лишний раз не тратить энергию.
  • Во время долгого подъема оставайтесь сидящим, посмотрите на 15-20 метров вперед и поделите это расстояние на более мелкие секции. Каждое преодоленное маленькое расстояние – это победа, и Вы будете на вершине быстрее, чем сами узнаете об этом.
  • Выберите более медленную передачу, чтобы начать, сделайте это перед подъемом, так как почти невозможно поменять передачу двигаясь вверх по склону. Выберите ту передачу, которая позволяет Вам держать постоянный ритм для дальнейшего прохождения дистанции. Вы хотите ездить на гористом участке, на пороге Вашей выносливости, всегда толкая педали на столько, что бы Ваша скорость ни падала конце склона. Продолжайте крутить педали, когда переходите хребет горки в следующий отрезок.
  • Для крутых или технических подъемов, переместитесь немного вперед по седлу, опустите локти и обопритесь немного об руль. Держите переднее колесо прижатым к земле, вам придется часто ерзать и поправлять свое положение на седле. Распределяйте свой вес равномерно по велосипеду, это позволит вам поддерживать сцепление переднего и заднего колеса, переднего для управления и заднего для тяги. Не забывайте смотреть вперед, визуализируйте себя спускающимся с горы, и не сдавайтесь!
  • На крутых поворотах прижимайтесь к внешней стороне поворота, где он такой крутой и размытый. Не забывайте держать велосипед так вертикально, как это возможно, когда поворачиваете, чтобы поддерживать сцепление переднего колеса. Если там будет какая-либо техническая секция (ухаб), замедлите ход, чтобы дать вашему сердцу отдохнуть перед тем, как вы преодолеете очередную дистанцию или препятствие.
  • Часто между холмами участок дороги будет выравниваться, используйте эти промежутки, чтобы восстановить Ваше дыхание и разбавить концентрацию молочной кислоты в Ваших мускулах, Вы добьетесь этого, если будете крутить педали в более высоком ритме.