Официальный анонс SRAM XX1 1*11

SRAM давно уже заявили что летом появится новая группа топовых кросс-кантри компонентов и вот это произошло: одна звезда на системе, одиннадцать на кассете.

В официальном пресс релизе указываются все детали новой группы. Она будет доступна в октябре этого года. В группу SRAM XX1 входит полностью новый задний переключатель который имеет интересный диапазон движения для массивной кассеты 10-42. Карбоновые шатуны также очень далеки от стандартных, разработанные специально для односкоростной трансмиссии звезды шатунов имеют узкие и широкие зубья одновременно чтобы помещаться внутри наружных и внутренних звеньев цепи и хорошо удерживать цепь. Кассета имеет новое крепление XD Driver Body на фрихаб, пока втулки под 11 скоростей доступны только у SRAM И DT Swiss.

Как уже сказано, зубья системы чередуются, узкий зуб - широкий зуб. Как заявляет SRAM, такие зубья повышают прочность сцепления и стабильность работы. Очевидно, что при такой структуре звезды система будет доступна только с четным количеством зубов: 28-30-32-34-36-38. Предлагаться будет в обоих популярных форматах BB30 и GPX. Звезду на системе можно заменить не снимая шатуны с велосипеда. Все звезды с одинаковым креплением, так что можно свободно менять одну на другую, правда придется отрегулировать длину цепи.

Заявленный вес системы XX1 с кареткой BB30 - 650 грамм, что примерно на 50 грамм легче подобной дабл системы.

Кассета во время первых тестов начиналась с 9-36, но в итоге она переродилась в 10-42. Звезда 10 не будет фиксирующей для кассеты на втулке как ожидалось ранее. Вес кассеты получился 260 грамм (для сравнения десятискоростная кассета SRAM XX 11-36 весит 208 грамм).

Диапазон зубьев 10-12-14-16-18-21-24-28-32-36-42, пока кассета существует только с таким набором звезд. SRAM не объясняет почему добавили звезду с нечетным количеством зубов - 21.

Кассета сделана цельнофрезерованной - X-Dome design. Новая втулка XD Driver body, становится меньше в диаметре, чем дальше от колеса. Это сделано чтобы уместить маленькую десятизубую звезду. Такая идея не нова, компании Hope и Kappius на выставке  Sea Otter представляли подобные втулки. DT Swiss говорит, что внутри втулки ничего не изменилось, поправили только форму фрихаба чтобы уместить звезду 10. Заявляется, что такой дизайн открыт для других производителей втулок и можно его использовать без лицензирования. SRAM обещает, что этот фрихаб на 6-8 грамм легче обычного, и что им обеспечивается более стабильная связь между кассетой и втулкой.

Как правило, многоскоростные системы нуждаются в содействии для правильного переключения передних передач. Логично предположить, что цепь группы SRAM XX1 изнашивалась бы быстрее. Но SRAM говорит, что решили эту проблему. Цепь группы XX1 "оптимизирована для использования без передних передач". SRAM покрыли цепь новым покрытием для уменьшения износа. Т.е. данную цепь вы не сможете использовать на системе дабл, а переменный профиль зубов системы означает что вы не сможете использовать цепи Shimano.

Одни из самых больших изменений приходятся на задний переключатель. Параллелограмм установлен под углом, чтобы перемещать верхний ролик по диагонали вдоль нижней части кассеты. Задний переключатель XX1 X-Horizon может работать при положении роликов в горизонтальном положении. Для того чтобы уменьшить провисание цепи и шум SRAM использует принцип Type2 из своей группы X0. Также резко улучшилась прокладка тросов, теперь она сделана подобно шоссейной группе SRAM Red.

Этот схематический рисунок показывает работу заднего переключателя SRAM XX1 X-Horizon в сравнении с обычным переключателем. Заявленный вес заднего переключателя 220 грамм (181 грамм весит переключатель SRAM XX).

Всё это одиннадцатискоростное дело будет переключаться и триггером и грипшифтом.

В целом снижению веса группы немного помешали утяжеленные кассета и задний переключатель, но на системе и отсутствии передней передачи удалось сэкономить довольно много.